Так ведь это же оно и есть!

Очень частая ситуация: человек обещает (себе или Богу), что готов пройти сложное испытание, но только бы хорошо удалось выйти из сложившейся сейчас ситуации… однако он никак не может понять, что сложившаяся ситуация — это и есть испытание, которое нужно пройти именно сейчас. Рассмотрим этот сюжет подробнее.

Описанное во вступлении психическое отклонение проявляется во всех случаях, когда человек:

  • обещает что-то сделать неправильно «в последний раз», а потом всё будет делать только правильно, да ещё и сразу (типичный пример: студенты на сессии за три дня до экзамена);
  • убеждает (себя или Бога), что вот бы ему только сейчас в сложной ситуации как-то продержаться, а уж потом он будет готов к любым испытаниям;
  • отклоняется от правильного решения, ссылаясь на то, что ситуация сложилась очень неудобным (неудачным) для него образом, а вот в более удобной ситуации он бы обязательно действовал иначе;
  • требует, чтобы любая критика в его адрес была бы сделана мягко и с любовью, или была бы доброжелательной;
  • не терпит грубых, пусть даже справедливых разъяснений ему его ошибок;
  • спихивает ошибки своего управления (в том числе управления жизнью) на других людей, делая именно их виноватыми, а не себя, в своих личных бедах обвиняет других;
  • подозревает других в обмане, предательстве и каких-то корыстных интересах на фоне своих деклараций о том, что нужно в первую очередь видеть в человеке хорошее и опираться именно на это;
  • … и так далее, и тому подобное…

Вряд ли у меня хватит фантазии для описания всего многообразия ситуаций, в которых человек не видит простого и ожидаемого им же самим обстоятельства: «испытание, которое ты просил для своего духовного роста, уже началось, и это ОНО И ЕСТЬ». Как это происходит?

Любой человек, который сознательно встал на путь духовного роста, который стремится стать мудрее, правильнее и вообще лучше во всех тех смыслах, в которых он видит свой личный «духовный рост» (что бы он под этим термином не подразумевал), однажды понимает, что такое развитие ОБЯЗАТЕЛЬНО будет сопряжено с какими-то испытаниями. Возникать эти испытания будут естественным образом, потому что человек вынужден отступать от старых привычных глупых решений и менять устоявшиеся традиции, а также сопротивляться давлению обстоятельств, вынуждающих поступить выгодно и просто, но неправильно. Смысл этих испытаний: победить свои внутренние недостатки, заменив их на устойчивые добродетели. Испытания как бы показывают самому этому человеку, готов ли он к жизни на этой новой для себя ступени, или же не готов, то есть такая жизнь ему пока что не под силу. Испытание нужно для того, чтобы человек не только вырос над собой, но и увидел свои недостатки лучше, нежели ему казалось раньше. И вот, наш «духовный» человек вылезает на трибуну с публичным оглашением мысли: «я духовный человек, я нравственно более совершенен, чем многие из вас потому-то и потому-то»… и получает в ответ жёсткую, мощную критику, опрокидывающую его обратно в прошлое, от которого он хотел избавиться. Он начинает ругаться в ответ, обвинять других и сыпать домыслами, попутно применяя для своей защиты вырванные из контекста фразы из разных Писаний. Например, из их излюбленного репертуара: «Не суди, да не судим будешь», «Каким судом судите, таким и вас судить будут, какой мерой меряете, такой и вам отмерено будет», «Кто без греха пусть первым бросит камень» и т. д. Разумеется, все эти фразы он применяет именно для СВОЕЙ защиты: «Не суди МЕНЯ…», «Каким судом судишь МЕНЯ…», «Ты не можешь бросать в МЕНЯ критику, потому что сам не без греха». Сам же этот человек сыплет на оппонента домыслы, клевещет и «зеркалит» критику удобным для себя способом, совершая ВСЕ (и даже больше) ошибки, которые приписывает оппоненту.

Что же произошло на самом деле? Человек ПОПЫТАЛСЯ вступить на путь духовного развития, о чём публично заявил. Он ожидал, что сейчас Бог вышлет ему испытание для проверки духовности, и это испытание было ему выслано в виде всякой обидной критики его личности со стороны обычных людей. Однако человек не увидел в этом испытание, а увидел просто грубый “наезд”. Отреагировав на него негативно, человек просто провалил испытание. Что дальше?

Дальше он должен был понять, что испытание как раз В ЭТОМ И СОСТОЯЛО, но нет, он будет сидеть на пятой точке, считая себя правым в споре (особенно если явно победил) и думать, что вот-вот скоро Бог пришлёт испытание и тогда он окончательно всем покажет свою духовность.

Поскольку испытание УЖЕ провалено, оно БУДЕТ повторяться, причём повторения БУДУТ происходить до тех пор, пока до человека не дойдёт, что ЭТО ОНО И ЕСТЬ. Например, он будет всё больше и больше получать разного рода критику, на которую будет болезненно реагировать, в качестве своей защиты от справедливых нападений он может сказать: «грамотный критик (или психолог) может так объяснить ошибки другому, чтобы тот не чувствовал себя униженным, ущербным или оскорблённым, грамотная критика должна быть мягкой, ласковой, с любовью, чтобы было приятно слушать, а раз ты так не можешь, ты — нулевой психолог, и бездарный критик, а значит твоя критика ничего не стоит, то есть ты ошибаешься». Переведём на русский язык эту классическую отговорку «духовных» людей: «ты не прав, потому что лично мне неприятно тебя слушать». Вот что на самом деле они хотели сказать, скрывая логическую ошибку за многословностью.

Когда человек всё сильнее и сильнее погружается в самозащиту через такие вот логически-несостоятельные оправдания, он всё дальше и дальше уходит от заявленной им духовности, проваливая одно испытание за другим. Нарастив себе каменную кожу из таких вот неправильных, но комфортных способов ухода от справедливых замечаний, человек становится непробиваемым для людей… но не для Бога. Каменная кожа пробивается Им очень легко: рано или поздно с человеком начинают происходить настолько неприятные события (на грани его физической ликвидации) что не замечать их он уже просто не может, возникает такой уровень боли и страдания (которых человек так старательно избегал), что «отмазаться» уже никак нельзя, приходится признать, что весь мусор из души нужно отдирать, и местами он настолько сильно туда прирос, что без боли это НЕ делается. Вот так, человек сумел защититься от боли, приносимой другими людьми, но избежать боли от жизненных обстоятельств, попущенных Богом свыше (обратите внимания, НЕ СОЗДАННЫХ им, а попущенных им в виде обстоятельств), не получится, и Богу никак нельзя сказать: «слушай, твоя критика мне не нравится, вот пока нежно мне мои ошибки не объяснишь, я НЕ БУДУ тебя слушать, делай что хочешь». «Вообще-то я тебе пытался по-хорошему, но раз ты так настаиваешь, то ладно, делаю: снимаю с тебя свою защиту — возись сам», — отвечает Бог 🙂 Но Бог — не тиран, он, вероятно, будет очень долго показывать человеку его ошибки, допуская сопутствующие обстоятельства на грани фола, из которых этот человек будет «чудом» выбираться… но однажды чуда просто не поизойдёт, и тогда доброжелательные демонстрации превратятся в реальность.

Такой человек не видит, что неприятности, проходящие с ним — это и есть те самые испытания, которые он ждал от Бога. Он может думать что угодно, но только не то, что испытание уже началось; он может слёзно просить Бога: «пусть это пройдёт, и тогда я обещаю, что буду хорошим и буду делать всё правильно». Однако реальность такова, что ЭТО И ЕСТЬ та ситуация, в которой НУЖНО быть хорошим и сделать всё правильно. А почему нельзя «потом»? Да потому что «потом» не будет. Если человек чудом выходит из неприятной ситуации без существенных потерь, то в следующий раз он СДЕЛАЕТ ТО ЖЕ САМОЕ и СНОВА придёт к неприятной ситуации, и СНОВА будет просить: «пусть это пройдёт, а вот в следующий раз я обязательно-преобязательно всё сделаю правильно». Нет, мой друг, ЭТО И ЕСТЬ следующий раз, вот его и проходи через свою духовность!

Если ситуация складывается крайне неприятно, а человек ожидал мягкого и комфортного въезда в рай на золотом мерседесе, то он должен понимать, что ЭТО И ЕСТЬ та ситуация, в которой он ДОЛЖЕН проявить свою духовность и въехать в рай, а не навредить, выйдя из ситуации через взятку, клевету, обман, подлог или иную форму преступления, а потом говорить: «вот когда мне будет удобно, тогда я буду действовать правильно, а сейчас я не могу, да и потом любой на моём месте сделал бы также, а может даже хуже, я хотя бы не так сильно накосячил, как какое-нибудь бездуховное быдло на моём месте. Да и вообще, все так везде делают, а мне нельзя что ли?». Нельзя, мой хороший, потому что ты заявил, что ты отличаешься от других, ты заявил себя духовным человеком, а потому будь так любезен…

P.S. Однажды слышал такое оправдание: «я духовный человек, я был в ашраме Саи Бабы». Так и хочется сказать: «ну и лох же ты, тебя как ребёнка развели, а ты в этом видишь своё преимущество и хвалишься своей бездарностью». Духовность, мой друг, проявляется иначе, не путём формальной причастности к каким-то «духовным» лидерам и общением с «авторитетами», не поездками в Индию, а сложной, глубокой и продуктивной работой над СОБОЙ, и проверкой результатов этой работы В РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ (в том числе своей жизнью) В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ! ЛЮБЫХ!!!, а не только комфортных. При этом можно даже не выходить из дома.

Другие статьи на тему испытаний: Испытание или предупреждение?Испытания во снеО задачах, которые мы получаем и должны решатьОб одном экзамене во сне.

Также тема поспешного оглашения своего статуса поднимается в статье О самопровозглашении.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *