О преувеличениях

Эта заметка была написана 30 июня 2014 года и ранее опубликована в другом блоге, но для полноты картины я решил повторить её и здесь.


Многие люди часто преувеличивают значимость своих достижений и поступков. На практике это выглядит совершенно по-разному и отнюдь не кажется проявлением одного и того же недостатка. Но если присмотреться…

Когда оказался в метро, но нужно дать понять всем что ты здесь вообще случайно и вообще ты успешный человек

Часть I

Бывает, что человек достиг в своей жизни чего-то нового и ценного для себя. Да чего угодно: научился ходить на руках, жать от груди штангу в 100 кг, получил высшее образование или защитил докторскую диссертацию. Что происходит дальше? Дальше человек начинает думать о том, каким важным и ценным является для него новое умение, новый статус или новое приобретение. Он накручивает и накручивает значимость и важность достижения, исходя из собственного внутреннего убеждения о ценности оного. Человек этот будет ошибочно считать, что его «значимость», несомненно, возросла, что он стал взрослее, опытнее, лучше, что он изменился в лучшую сторону. Эта чрезвычайно распространённая, но от того не менее трудная для понимания ошибка в логике своих рассуждений приводит в будущем к весьма неприятным для человека последствиям. Ошибка, конечно, не в том, что человек, чего-то добившийся, считает себя опытнее, а в том, что он своё достижение значительно преувеличивает, а часто и вовсе считает важным для себя то, что, по сути, не приносит никакой пользы ни ему, ни обществу.

Постепенно общество начинает привыкать, что подобные умения, статусы и достижения являются атрибутом успешности, взрослости, опытности, мудрости, дают право на получение тех или иных привилегий и даже возможность доминировать. Внутренняя суть каждого достижения заменяется его чисто внешним, формальным проявлением. Так, малолетка начинает пить и курить, считая, что это делает его взрослее, потому что взрослые в его глазах отличаются именно этим правом – публично и открыто делать то, что «маленьким нельзя», а потом он не справляется с последствиями, поскольку не подготовлен к реальной взрослой жизни. «Созревшая» девушка расстаётся с девственностью раньше положенного, чтобы оказаться в новом статусе, начать новую жизнь, не быть «белой вороной» среди опытных подруг или ошибочно полагая, что она готова сделать этот шаг просто лишь потому, что ей так хочется, что она свободна делать что угодно и вообще уже взрослая. Результатом всегда будет разочарование, которое придёт от ощущения пустоты и непонимания того, чем же отличается новая жизнь от старой и что собственно (и каким образом) нужно было преподнести будущему мужу или постоянному мужчине. К мужчинам, кстати, это тоже относится. Можно привести ещё множество примеров того, как люди переворачивают с ног на голову связь между внешней атрибутикой и внутренними качествами личности, то есть когда некое достижение ставится на первое место, а качества, необходимые для него, остаются второстепенными, если вообще о них вспоминают.

Как же правильно? Любое умение, статус или приобретение должно быть следствием определённых внутренних изменений в личности. Чтобы, например, ходить на руках, нужно проявить упорство, развить координацию, немного накачать руки, для этого нужно проявить настойчивость, сдержанность, целеустремлённость и другие конструктивные качества. A для внешнего наблюдателя эта внутренняя работа не видна, он только лишь скажет «о, как круто ты умеешь, вот бы и мне так!». Человек, заявляющие подобное, хочет сразу овладеть умением, не проделав работы, в результате, если некоторым чудом он им овладеет, выйдет так, что это умение он не потянет, ведь он к нему не готов. Он не сделал той работы, которая позволила бы ему «удержать» новое умение. Так, если человек неопытный встанет на руки с чьей-то помощью, то его морда непременно и быстро встретится с поверхностью Земли или пола, что будет весьма болезненно, а в худшем случае, сломается рука. Это простой пример из дворового детства, а более сложный пример каждый может привести сам: представьте, что вы взялись за тот образ жизни, к которому не готовы, захотели чисто формально изменить свою жизнь, не укрепив внутренний стержень. Вот пример из моих наблюдений и дискуссий с молодёжью: человек говорит, что хочет стать знаменитым учёным, объясняя это тем, что «здорово ведь делать открытия, встречаться и обсуждать важные вопросы с другими видными деятелями науки, влиять на этот мир». A реально, тот объём работы и ту сложность труда, которая необходима для деятельности настоящего учёного, наш мечтатель просто «не потянет», будучи на том уровне развития, на котором ему пришла в голову эта мысль. Человек должен проделать большую работу, а в процессе этой работы получить те необходимые навыки, которые позволят ему удержать занятую позицию, а не «похерить» её тут же. Более трудный для понимания пример: когда я вижу мажорика, раскатывающего на крутой тачиле и жмякающего сочных тёлочек за их упругие ягодицы, то очень хорошо понимаю, что парень взял весьма неподъемный для него «кредит» у жизни, тратит его на получение примитивного удовольствия, а чем будет потом отдавать, он и понятия не имеет. Но жизнь всегда найдёт, чем забрать… Приведённый пример показывает, что происходит, когда психика человека не готова к обладанию большими возможностями.

Другой вопрос, почему и для чего жизнь даёт такие возможности. Ответ на него, видимо, должен быть разным в каждом случае.

Здесь же следует поделиться наблюдением о том, как люди начинают «новую жизнь с понедельника». Почти всегда одинаково: решают для себя, что с такого-то момента они от чего-то одного отказываются, а что-то другое начинают делать. Проходит неделя, другая – и вот уже наш воображаемый герой возвращается к привычному образу жизни. Что же случилось? Психика не потянула заявленный объём работы. Нельзя вот так просто взять и начать новую жизнь, следует менять её постепенно, закрепляя каждый шаг некоторым усилием, а не преувеличивать свои способности и пытаться сделать всё и сразу. Попробуйте зайти в качалку и сразу выжать 150 кг. Никто же из нормальных людей так не делает… ну а тогда почему почти все уверены, что можно взять и измениться вот так сразу?

Итак, резюмирую. Неправильно накручивать значимость каких-то своих умений, статусов и приобретений. Когда вы достигли чего-то конструктивного, то сделали это благодаря некоторой внутренней работе над собой, именно эта проделанная работа меняет вашу личность, а не её следствие, выраженное в виде некоего умения, статуса или приобретённой вещи. Делать наоборот, то есть взять на себя новый статус без проделанной заранее подготовительной работы, значит совершить серьёзную ошибку. Психика не выдержит нагрузки. И самое главное: использовать своё новое достижение ради того, чтобы добиваться примитивных целей неправильно. Новые возможности, открывающиеся человеку при качественном изменении, нужны для определённой работы во благо общества, а любая форма паразитизма всегда будет заканчиваться очень и очень плохо. Если вам что-то дано, значит нужно найти способ вложить это в развитие окружающего мира и других людей.

Часть II

Бывает, что человек сделал хорошее дело, совершил добрый поступок. Здесь может быть что угодно: от того, что он сходил на субботник, до того, что пожертвовал миллионы рублей на иное полезное дело. Что происходит дальше? Дальше человек начинает преувеличивать значимость своего поступка, усилия, которые он приложил и порой даже ожидает чего-то взамен.

Преувеличивая свою значимость, человек ошибочно полагает, что больше ничего делать не должен, так как сделал уже достаточно. Такой человек может думать, что теперь, когда некоторая работа сделана, он может позволить себе делать что-то неправильное. Подобная форма понимания хороших поступков лишает оные всей ценности для человека. Если человек сознательно решает сделать нехорошую, но приятную для себя вещь в качестве поощрения, то он совершенно не понимает смысла хороших поступков. Когда я тем или иным способом вытаскивал из человека признание того, для чего он совершил хороший поступок, то всегда в той или иной форме получал ответ, что причиной был эмоциональный комфорт. В целом, базовой необходимости в совершении добрых дел люди абсолютно не понимают.

Доводя содержание маразма в подобной форме поведения до максимума, можно получить нечто похожее на индульгенцию, когда человек платит чем-то одним за возможность совершить то, что ему хочется, не зависимо от степени глупости поступка. Например, платить деньгами за возможность согрешить.

Возможны варианты, когда человек, сделавший что-то хорошее, дальше начинает считать, что он более других достоин определённых привилегий и требует для себя некоторых благ от общества.

Хуже всего, когда человек на самом деле не приносит пользы, однако обществу кажется, что приносит. Для примера можно взять некоторых известных популярных певцов, которые нравятся, или хотя бы не раздражают большинство обывателей. Они искренне считают, что приносят добро, выдавая то, что песнями можно назвать лишь условно. Но «пипл хавает», и подобные артисты в качестве аргумента приводят то, что они популярны, на их концертах собираются миллионы и т. д. Эти люди считают себя «звёздами», и требуют к себе определённого отношения, фактически, паразитируя на невежестве обывательской черни. Нулевое содержание их песен и музыки считается ими за благо, но хуже всего то, что они думают, что заслуживают за эти помои какого-то уважения и всяческих благ.

Или, например, возьмите тот же Чемпионат Мира по футболу. Представьте, какие огромные силы подключены к его организации, сколько всего приходится делать, чтобы пара миллиардов обывателей пялилась в свой ящик на всю эту порнографию. И все организаторы, игроки, спонсоры и т. д. просто-таки уверены, что делают благое дело, дарят людям зрелище. Придумываются совершенно идиотские объяснения того, в чём состоит польза подобных мероприятий. Одно из объяснений совершенно нелепое: людям нравится, они смотрят, болеют за команды, поэтому нужно им это давать. Если польза от подобных мероприятий и есть, то, во-первых, она в данный момент раз в 100 преувеличена, во-вторых, польза эта полностью уничтожается тем вредом, который неизбежно следует за этой особой формой идиотизма.

Печально даже не то, что обыватели занимаются глупостью (так уж они устроены), а что есть люди, обслуживающие их интересы, которые уверены, что делают правильное и благое дело, доставляя удовольствие людям, как бы «помогая» им. Они преувеличивают значимость своих поступков, а когда приходит время предъявить список своих полезных дел, то выходит, что показать-то и нечего.

И такой человек, ожидающий от этого Мира чего-то хорошего в ответ на свои «хорошие» дела, ничего не получит. Не заслужил потому что. A думает, что заслужил и сокрушается «я весь такой хороший, а живу плохо». Так может быть всё-таки не такой уж и хороший?

Вообще, подобная форма поведения ведёт цивилизацию к моральному и нравственному разложению. A чего заслуживает человек, способствующий этому?

Не смотря на абсурдность всех тех глупостей, которые вытекают из неправильного понимания пользы для общества, подобная ситуация считается нормой, а трезвый взгляд на вещи как раз наоборот, высмеивается. Попробуй, скажи человеку, который пялится на ЧМ по футболу, что «я вижу, как двадцать два взрослых миллионера бегают по полю за мячиком, а двадцать две тысячи сидящих вокруг упырей орут им что есть мочи, пребывая в неописуемом экстазе от удовольствия, и всё это напоминает дебилов на природе», то подобный юмор вряд ли будет оценён по достоинству. В ответ на подобное замечание я всегда услышу, что эти люди приносят пользу: они помогают развитию спорта в стране, глядя на них, мальчики во дворе будут бегать за мячиком, а не сидеть у компа. Помилуйте, на те же деньги можно было в каждый двор поставить тренажёры и каждому ребёнку подарить тот же футбольный или волейбольный мяч, а ещё провести крупномасштабную акцию по привлечению ребят в обустроенные дворы. И вообще, а как вон тот идиот с пивом, что орёт сейчас на трибуне «Россия, вперёд!» способствует развитию спорта или хотя бы даже поддаётся на пример, подаваемый футболистами?

Я, кстати, не против самой игры, я против её преувеличенной значимости и неправильного использования.

Итак, нет никакого смысла в том, чтобы преувеличивать (и преуменьшать тоже) какие-то свои качества и поступки. Нет смысла и сравнивать свои способности и дела с чужими. Каждому своё. Обладание какими-то качествами должно наводить на мысли о том, как их можно применять с максимальной пользой. Совершение хорошего поступка должно быть нормой, а не особенностью, которая отличает одного человека от массы других. Вставать в позу и возвеличивать себя на фоне каких-то своих талантов и формального списка «добрых дел», а тем более ожидать от всего этого для себя преференций – это нонсенс. Такое поведение в конечном итоге приносит только разочарование.

Стараясь сделать хорошее и доброе дело, нужно очень хорошо подумать и ответить на вопрос: а правда ли оно хорошее и доброе? Особенно если учесть ваши реальные мотивы поступка.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*