Третья сторона. Часть III

Жена, не желая тревожить спящего мужа, оставила записку:
«дверь я закрыла, ключ оставлю у соседки»
— Анекдот.

Предыдущая часть здесь. Первая — здесь.

Это последняя часть размышлений о «третьей стороне». Встретить данный феномен можно повсюду, если присмотреться, но в этой статье я кратко опишу лишь некоторые интересные наблюдения. Начну с общеизвестного примера из какого-то учебника и который много где приводится, но взглянем на этот пример с позиции Вседержительности Бога.

Бабочка вылезает из кокона, преодолевая трудное усилие. Можно помочь ей, разрезав кокон, но тогда она уже не полетит. Почему? Потому что усилие, которое она должна преодолеть, наполняет полости её крыльев специальной жидкостью, после чего они расправляются должным образом. Иными словами, если нет усилия, то теряется важное звено в развитии и росте, и бабочка не получает то нужное свойство, благодаря которому она смогла бы перейти на следующий этап развития — и полететь. Может показаться, что само по себе усилие — и есть тот важный фактор, который является основой будущего полёта, потому что именно оно расправляет крылья, но такой взгляд является поверхностным. Длительное взмахивание крыльями — это процесс сложный, требующий силы и упорства, и потому будущая бабочка должна, образно выражаясь, показать Богу, что она готова эти усилия совершать. Показать это можно в процессе освобождения от кокона. В матрице предопределения Бытия Бог устроил так, что правильная демонстрация готовности к этим усилиям запускает биологические процессы, дающие бабочке возможность летать — и бабочка получает желаемое свойство. Не потому, что жидкость ушла в полость крыльев и расправила их, а потому что Бог заложил в Бытие через Матрицу Предопределённости такое правило: если ты показал своим усилием готовность взять на себя некое свойство, доказал, что сможешь его «потянуть» и правильно воспользоваться им, то оно будет тебе дано. САМО ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВО с твоей стороны и наделяет тебя этим свойством. Если доказать не смог, ничего не получишь, кроме разве что пояснения на языке жизненных обстоятельств причин, по которым ты ничего не получишь. Пояснение это будет выражено в неудаче, которую ты потерпел в ходе своей демонстрации готовности. То, в чём проявилась неудача — в этом и нужно искать причину твоей неготовности.

Теперь возьмите разные психологические практики, которые направлены на внедрение в человека знаний в обход его сознания. Добиваясь особого трансового состояния, человек может быстро поглотить огромное количество информации и безупречно её запомнить. Кто-то даже вспоминает про обучение во сне. Но что это даст человеку? Примерно то же самое, что бабочке даст ваша помощь по вылезанию из кокона. У вас появились «крылья», но вы так и останетесь сидеть с опущенными «крыльями». «Полететь» получится только через преодоление трудностей, возникающих при пропускании знаний через фильтр сознания, тогда они смогут занять в психике нужные позиции и работать правильно. Иными словами, вы должны доказать, что обладаете достаточной нравственностью для того, чтобы правильно распорядиться знаниями и достаточной волей для того, чтобы воплотить своё понимание в жизнь. Процесс получения опыта в ходе осознанного осмысления знаний и проверки их на практике — это один из элементов такой демонстрации, и если демонстрация оказалась правильной, человек получает новый опыт и осмысленные им знания, а если нет — получает опыт разочарования и неудачи, что тоже полезно, однако желаемых качеств он при этом не получит, потому что не заслужил, не показал готовность правильно ими распорядиться.


Лирическое отступление

Кстати по этой причине чистые теоретики из разных «клубов неудачников», которые только и делают, что сидят и размышляют о жизни и неразумности общества, не шевеля пальцами и считая столь мелкие дела чем-то неправильным (якобы такие дела не приносят пользы и их результат может быть сметён более объемлющими процессами), никогда не покинут песочницу, в которой лепят свои теоретические куличики. Мелкие дела могут иметь тот важный смысл, что они «расправляют крылья», а будут ли последствия этих дел разрушены глобальными процессами или останутся надолго — это менее важно. Двигаясь от одного дела к другому, люди получают опыт и новые способности к управлению своей жизнью и процессами в ней, либо начинают видеть ошибки в своих теоретических изысканиях. А если только сидеть на пятой точке, то получается типичная картина социальных онанистов: «наша концепция верна, потому что в ней нет ошибок». Конечно нет, ведь вы никогда не запускали свой корабль в плавание и плавает он у вас только в воображаемой мутной воде, называемой словом «концепция».

Конец отступления


Преодоление трудностей в процессе получения опыта — это аналог заполнения крыльев жидкостью. Только если в случае с бабочкой мы понимаем биологический процесс и видим «третью сторону», то в случае сознательного осмысления знаний и преодоления трудностей при получении опыта мы её обычно не видим, описать её чрезвычайно трудно, если не построить хорошую адекватную реальности модель психики человека. В этой модели должен отражаться механизм «третьей стороны»: некоего фактора, который объединяет психику человека, знания и опыт, им получаемые. Построение такой модели в задачи статьи не входит, но я попробую чуть лучше обозначить направление поисков.

Представьте, что человек медитирует. Он думает, что смысл медитации в том, чтобы расслабиться, добиться определённого состояния психики, восстановить правильный эмоционально-смысловой строй, обрести умиротворение, покой и т. д. В этом ли смысл?

Если искать смысл медитации в этом, то это всё равно что лечить симптом вместо болезни. Третья сторона, которую нужно отыскать, состоит в следующем: в ходе медитации нужно постичь смысл своей жизни и бытия в целом, понять свою миссию и своё место в системе Всеобщей Целесообразности. От одной медитации к другой человек должен всё ближе и ближе пододвигаться к этому пониманию, добиваясь гармонии со всей Вселенной в целом. И уже ПОСЛЕ этого автоматически появится всё остальное: правильный эмоционально-смысловой строй, покой, умиротворение и всё остальное, что требуется для гармоничного соучастия человека в развитии Вселенной. Человеку будет хорошо не потому, что он добился состояния «хорошо», просто искусственно настроив свои ощущения (впрочем, ненадолго), а потому, что состояние «хорошо» является естественным сигналом типа «зелёная лампа», отражающим, но НЕ определяющим, реальное состояние человека. Аналогично, состояние «плохо» — это не болезнь, а симптом, отражающий, но НЕ определяющий реальное положение человека в мире. Непонимание смысла жизни — это болезнь, причём смертельная, от неё человек относительно быстро умирает. Относительно чего? Относительно естественного процесса развития и увядания. К сожалению, я пока не читал трудов И. П. Павлова и И. И. Мечникова, поэтому не могу достоверно обозначить кто именно из них высказал соображение типа такого: «Смерть человека, не дожившего до 150 лет, следует считать насильственной».

Почему человек употребляет наркотики (алкоголь, табак и т. д.)? Потому что не понимает своего смысла жизни. Это не позволяет ему иметь устойчиво-положительный эмоциональный фон, по какой причине он прибегает к искусственным способам получения временного эмоционального комфорта. Самые простые из этих способов — добиваться приятных эмоций через алкоголь (я где-то слышал, но не имею научных ссылок, что при употреблении алкоголя у мужчин возбуждаются всё те же центры, что возбуждаются в финале сексуального удовлетворения, только происходит это менее ярко). Человек «позволяет себе» расслабиться с баночкой пива, потребляя ещё порцию помоев в виде вечернего сериальчика по ТВ (тот же наркотик), потому что борется не с болезнью, а с её симптомом — психологической усталостью и зависимостью. Не видя «третьей стороны», он гробит свою жизнь искусственным изменением состояния своей психики, профанируя реальный эмоциональный комфорт, заменяя его суррогатом. Это всё равно что кушать пищевую добавку «яблоко», вместо яблока, но при этом быть преисполненным уверенностью, что кушаешь именно яблоко, ожидая реального положительного эффекта в виде витаминов и питательных элементов. Иными словами, человек говорит в ноосферу: «я не вижу смысла жизни, убейте меня». И Матрица Предопределения мироздания его убивает, выводя его психику на путь самоуничтожения через наркотики. Иными словами уничтожение такого человека запрограммировано самой жизнью: кто не понимает смысла жизни и, как следствие, имеет трудности с эмоциями, пытается подправить эмоции искусственно, ТЕМ САМЫМ уничтожая свою личность. Матрица Бытия сложна для человека, а Вседержительность Бога ещё сложнее, потому нельзя считать, что это единственный способ помереть раньше времени. Ситуация может сложиться так, что человек, склонный к подобной форме самоуничтожения, всё же сослужит полезную службу напоследок, например, пожертвовав собой для спасения других или во имя науки, а то и вовсе послужит показательно-демонстрационным стендом с посмертной надписью «так делать нельзя» в назидание другим людям.

Существуют более сложные способы получения искусственного эмоционального комфорта, это различные логические ошибки в повседневной жизни, которые оправдывают приятный, но неправильный выбор в жизни человека, позволяют «победить» в неприятном споре и «дать себе право» сделать что-то, что человек хочет, а не что должен. Существует огромный список когнитивных искажений, которые при ближайшем рассмотрении являются всё тем же механизмом сохранения псевдо-положительного эмоционально-смыслового строя. Все эти искажения и логические ошибки человек позволяет себе потому, что эмоциональный комфорт для него превыше разумного поведения. Но если бы человек чуть задумался, то увидел бы «третью сторону» — и понял бы, что осознание своего смысла жизни и действие, направленное на его достижение, автоматически даёт ему многократно больше положительных эмоций, чем все искусственные методы, направленные на борьбу с симптомами, то есть с последствиями своей глупости. Эмоции лишь отражают ситуацию, но не задают её.

Давайте я сразу приведу достаточно сложный пример. У человека есть зависимость от понтов. Ему нужно понтануть новым крутым телефоном, машиной, квартирой, а может просто блеснуть интеллектом в «заумной» беседе офисных работников во время перерыва. Это доставляет ему эмоциональный комфорт. Цена, которую он платит за этот комфорт, может быть огромной. Если бы он подумал над своей жизнью, осознал бы наличие у себя некоей жизненной миссии, осознал бы себя частью замысла Бога и понял бы необходимость следовать Его Промыслу, то значительно больше положительных эмоций получил бы благодаря действиям, направленным на воплощение этого нового понимания в жизнь. И не нужно тратить огромное количество ресурсов впустую. Эта мысль косвенно затронута в серии статей про потребителей информации, где я попытался описать что значит «изменить себя» и получить в результате то, чего хочешь, без исключений. Ты хочешь крутой телефон для понтов — меняешь себя к лучшему — и ты уже не хочешь крутого телефона для понтов, но хочешь чего-то более полезного. И когда ты добиваешься полного соответствия своих желаний с окружающей реальностью, то понимаешь, что у тебя УЖЕ есть всё, что ты хотел. Однако мотивация «сейчас я изменю себя — и этим заслужу крутой телефон для понтов», к которой в том или ином виде прибегают почти все известные мне люди, желающие изменить себя (то есть изменение себя у них предполагает оставить без изменений набор базовых ценностей, а цель изменения — получить эти ценности в большем количестве, качестве, как бы «заслужив» их своим хорошим поведением), является, мягко говоря, абсурдной. Здесь человек не видит «третьей стороны», выраженной в том, что ценность в виде «понтов» — это следствие внутренних противоречий между жизнью человека и Всеобщей Целесообразностью, в результате чего человек вынужден искусственно настраивать свои эмоции через понты, а не получать их сразу в положительном виде. «Изменить себя» — это не то же что «улучшить качество удовлетворения своих ценностей», а предполагает глубокие изменения в психике, в результате чего симптомы (ложные ценности и, как далёкое следствие, плохие эмоции) — исчезают сами собой.

Возможно, читателю будет интересно то, как автор представляет себе «третью сторону» в своей деятельности. А вот как. Представьте себе рукопись на неизвестном языке. Проблема в том, что ключ к расшифровке рукописи написан в ней же и на том же языке 🙂 А вы думаете, я случайно решил наделить персонажа по имени Фармацевт из рассказа «Почему исчезла Атлантида?» способностью читать именно такой текст? Нет конечно. Чтобы прочитать такой текст нужно понимать причины, по которым автор текста написал именно такие символы и, как следствие такого понимания, увидеть о чём писал неизвестный автор. Осмысленно-целесообразный текст УЖЕ несёт в себе не только своё содержание, но и правила расшифровки. Язык жизненных обстоятельств (ему ведь вас никто специально не учил), также содержит в себе все правила, подобно голограмме: любое проявление реальности содержит в себе информацию обо всей Вселенной, потому что несёт на себе след Её Развития. Любое свойство и качество несёт в себе то, что необходимо для того, чтобы ими овладеть. Теперь, возможно, читателю будет лучше понятен глубокий смысл анекдота, вынесенного в эпиграф. Вы же не думали, что это просто юмор?

Для закрепления материала предлагаю три притчи, в каждой из которых описывается настоящая реальность и альтернативная ей.

Первая

Один человек сдавал квартиру в аренду. Клиенты сами делали там ремонт, обслуживали её, оплачивали коммунальные платежи, а хозяин только получал деньги за то, что разрешал в ней пожить, иными словами, паразитировал. Он прекрасно знал, что такой подход не позволяет жильцам купить своё жильё или построить его самостоятельно, потому что все накопления они отдавали на содержание паразита. Но его это не смущало, ведь он хотел купить хорошую машину. И вот он её купил. Однажды он поставил машину под деревом на ночь. Началась гроза, били молнии, одна из которых попала в дерево, а сильный порыв ветра опрокинул его окончательно прямо на машину. Машина разрушилась в хлам, и притом не была застрахована, потому что хозяин не успел её застраховать. Вышел хозяин поглядеть поближе на свою «машину» и подумал: «хорошо хоть я эти деньги задаром получил, а не заработал своим трудом, не жалко хоть».

Альтернативная реальность

Один человек сдавал квартиру бесплатно, наказав постояльцам просто аккуратно за ней следить, оплачивать воду, электричество, газ и вывоз мусора, а за ремонт всего дома платил сам. Делать разрешил что хочешь, но чтобы «было чисто и порядочно всё». Договорились оплатить «неустойку» по случаю неизбежного износа мебели, обоев и прочих временных элементов квартиры по факту: что испортил, то и оплачивается.

Сам хозяин имел отличную работу, которая ему очень нравилась. Заработал он себе на хороший автомобиль — и поставил его как-то под деревом. Ночью началась гроза, молнии били, одна из которых попала в то дерево, а сильный порыв ветра опрокинул его… в другую сторону от машины. Вышел хозяин и подумал: «вот повезло же!»

Вторая

Один человек работал в фирме, которая испытывала тяжёлые времена. Наступил кризис, всё стало плохо, зарплату начали задерживать. И тогда решил он, что будет хуже работать, потому что «нефиг зарплату мне тут задерживать, чтобы я батрачил», не смотря на то, что он знал, что фирма всё равно выплатит ему весь долг позже, когда выйдет из кризиса, он начал работать спустя рукава, делал своё дело абы как. В итоге фирма разорилась — и он вообще ничего не получил. «Хорошо что я абы как работал, даже и не работал почти, а то если бы работал правильно, так мне бы за это никто не заплатил», — подумал человек, вздыхая с облегчением.

Альтернативная реальность

Один человек работал в фирме, которая переживала трудный период своего развития. В фирме начался финансовый кризис, многие рабочие не получали зарплату, но дирекция обещала выплатить весь долг после выхода из кризиса. И тогда человек решил, что будет продолжать работать усердно — и продолжил. В итоге фирма вышла из кризиса, а сотруднику не только выплатили весь долг, но и существенно повысили зарплату. «Это хорошо, что я своими усилиями в трудный период помог фирму из кризиса вытянуть, вон оно как хорошо обернулось теперь».

Третья

В одном доме жило несколько семей, каждая в своей квартире. Все были нищие, никто нигде не работал, кое-как жили на пособиях. Женщина в одной из таких семей решила устроиться на работу по случайно увиденному объявлению. Работа была как раз по её специальности. До собеседования оставалось несколько дней. Однажды женщина зашла в гости к другой семье и с мыслями «хочешь жить — умей вертеться» обчистила тайное хранилище этой семьи, пока хозяйка стряпала на кухне. О хранилище этом женщина случайно узнала, подсмотрев однажды в окно как пятая от двери дощечка отворачивается и за ней прячется конвертик с накоплениями. Выпив чаю и мило побеседовав с хозяйкой, она пошла довольная домой. В назначенное время она пошла на собеседование — и провалила его. «Хорошо хоть я денег украла, — оправдывала она себя, — так хоть еды нормальной куплю теперь, коль без работы осталась».

Альтернативная реальность

В одном доме жило несколько семей, каждая в своей квартире. Семьи были неблагополучные, работы в селе не было, жили они на пособия всякие. Женщина одной из таких семей увидела случайно объявление о работе, которая ей идеально подходила. До собеседования оставалось несколько дней. Однажды она случайно увидела в окно, как её соседка на первом этаже прятала деньги под доской пола, пятая дощечка от двери открывала тайник. Возникла неосторожная мысль выкрасть эти деньги, но женщина, подумав некоторое время, решила всё-таки грех на душу не брать, потому что неправильно это. Каждый получает то, что заслуживает, и коли у неё таких денег нет, значит не заслужила. В назначенное время она пришла на собеседование — и успешно его прошла, а поскольку образование имела высокое, сразу получила высокие требования и зарплату соответствующую. «Это хорошо, что я от кражи воздержалась, — подумала женщина, — вон теперь как хорошо всё обернулось, денег платят намного больше, чем я в том тайнике увидать успела. А за мысль ту неосторожную подарю их немного и соседке по случаю какого-нибудь праздника».

Занавес

P.S. Есть короткометражка «Собачий день», которая немножко приближается к теме того, о чём я хотел сказать в этих притчах. Там сразу показан вариант альтернативной реальности в столь же простых формах. Иными словами, всё происходит наилучшим образом, но если вы не верите Богу и хотите как-то хитростью в обход совести «подправить» Его Промысел по отношению к вам, то Промысел этот будет подправлен так, что ваша правка вам же боком и выйдет. А поскольку из двух альтернативных друг другу реальностей в реальной практике жизни воплощается лишь одна (проще говоря, жизнь — это практика ОДНОЗНАЧНОГО осуществления одного из множества предопределённостей), вы НИКАК не можете узнать, «что было бы, если я тогда …» и не можете узнать ЧТО потеряли, поступив нечестно. Однако в жизни есть один отличный механизм, который позволяет косвенно понять «что было бы, если …». Это механизм исторических повторений: от повторений одинаковых по смыслу ситуаций в жизни одного человека, когда он может неоднократно отработать любой из альтернативных вариантов выбора, до глобальных повторений сюжета в жизни цивилизации с любой периодичностью. Вплоть до циклов «зарождение-уничтожение» с периодичностью в несколько тысяч или десятков тысяч лет.

Теперь точно занавес. Продолжения этого цикла статей не будет, но сама по себе тема, как было обещано, однажды будет всплывать с другого ракурса и совершенно неочевидным образом. Если, конечно, я смогу доказать, что готов сделать зарисовку этого ракурса, и мне будут даны столь высокие литературные способности для этого. Доказать это можно, сочиняя статьи и рассказы дальше, шаг за шагом подбираясь к той теме, которая является самой последней в моём литературном творчестве на эту жизнь (но не последняя в остальных видах творчества). Ощущение этой темы возникло у меня ещё в глубоком детстве, когда я впервые почувствовал наличие «третьей стороны», но в те годы я даже поверхностно описать её не мог, а сейчас вот смог. Признаюсь, не смотря на невзрачность, эти три статьи дались мне с чрезвычайным усилием. Отнеситесь к ним, пожалуйста, бережно.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*